Что мешает легализации игорного бизнеса в Украине

Что мешает легализации игорного бизнеса в Украине

Президент Украины Владимир Зеленский взял на себя риск и ответственность за легализацию игорного бизнеса, которая должна по планам Министерства финансов принести в бюджет страны до 4 миллиарда гривен уже в 2020 году. По стране прокатилась волна закрытий казино и лотерейных залов.

Однако Верховная Рада так и сдвинула с места этот вопрос, и к февралю текущего года мы все еще наблюдаем обсуждение рамок, внутри которых и будет предложено начать работу отрасли. Увидит ли рынок и Президент рабочее решение, и когда это случится – вопросы, нависшие над украинским Парламентом. Пишут Деньги Информатор.

Что тормозит процесс

Между первым и вторым чтением закона развернулись нешуточные баталии различных групп интересов – представителей казино, игровых автоматов, букмекеров и лотерей, последние из которых были единственным видом игорного бизнеса, разрешенным действовать по закону Украины. Сейчас происходит попытка затянуть принятие закона, и продолжить подковерную борьбу за раздел будущего рынка, где ранее лотерии имели положение монополиста. Именно поэтому легализация, подразумевающая справедливые рамки входа на рынок других видов азартных игр – их не просто не устраивает, а лишает системообразующего дохода самой компании и тех, кто обслуживал систему монополии, в том числе путем оказания услуг «прикрытия».

Зачем нужна легализация

Президент, очевидно, движим вполне понятным желанием: он думает о том, что довольно обманывать людей и платить взятки. Давайте создадим равные условия для всех. Защитим людей, которые больны игроманией, защитим стариков и подростков, наполним бюджет страны, а с заработанных денег начнем строить стадионы и повысим стандарты социальной защиты для тех, кто в этом нуждается.

По сути, впервые за десять лет власть вышла с инициативой реально решить проблему – и в это же время темные силы начали битву за сохранение статус-кво. В такие времена включаются механизмы пропаганды, для дискредитации новых системных компаний, которые, войдя на рынок, будут больше и лучше подготовлены для рыночной конкуренции, чем нынешние игроки.

Так, со страниц многих СМИ звучат обвинения букмекеров в том, что они стремятся подмять рынок под себя. При этом неподготовленная публика готова проглотить этот аргумент, невзирая на то, что по факту законопроект 2285-д, принятый в первом чтении, дает букмекерам самые невыгодные условия ведения бизнеса.

Законопроект 2285-д и кому он невыгоден

Согласно законопроекту №2285-д о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, организаторы азартных игр должны оплачивать лицензии на право открыть такой бизнес, и если для онлайн казино и букмекеров такая лицензия будет стоить около 18 миллионов долларов США, то для организаторов лотерей …неизвестно. Якобы стоимость этой лицензии должен устанавливать Регулятор.

Более того, согласно законопроекту, букмекерские пункты предлагается размещать исключительно в пяти-, четырех-, и трёхзвёздочных отелях. То есть там, где клиентов букмекеров не бывает априори. В то время как аналогичных требований нет ни к лотерейным, ни к игорным (суть тем же лотерейным) залам. Законопроект предполагает, что за каждый букмекерский пункт организатор игры должен платить, а за рассмотрение документов уполномоченным органом: не должен быть выше 1% от стоимости лицензии. То есть, чтобы подать заявление на рассмотрение, букмекерские компании, например, должны будут заплатить более 5,6 миллионов гривен просто за то, чтобы приняли заявление.

Таких требований более не предъявляется ни к одному из других видов организаторов азартных игр.

Обыватель в этом не готов разбираться, а те, кому легализация невыгодна, формируют таким образом обоснование для народных избранников о том, почему легализацию нужно отложить, затянуть, и почему нужно найти врагов в лице букмекеров, кто в действительности заинтересован в справедливой легализации чуть ли не больше всех остальных.

Так, публике предъявляют тезис о том, что законопроект № 2285 разрабатывали люди, связанные с «Пари-Матч». Доказательством этого якобы является тот факт, что Давид Арахамия привлек для разработки законопроекта № 2285 юридическую компанию «Eterna Law», которая работает и с компанией «Пари-матч». Но тут можно посмотреть на ситуацию с двух сторон. С одной стороны, найдите в стране юриста, который бы всю жизнь работал бы лишь с одной компанией. То есть, исходя из этой логики бывший адвокат Януковича, который сейчас занимает должность в ГБР, туда попал благодаря Януковичу, что вряд ли соответствует действительности.

С другой стороны, исходя из логики поиска главного лоббиста, следует вспомнить и биографию народного депутата Украины, Главы профильного Комитета Парламента Данила Гетманцева, который не просто пересекался по юридическим вопросам, но и являлся со-собственником компании олигополиста на лотерейном рынке – компании «М.С.Л.».  Это не сделало его в глазах Президента и общества некомпетентным для менеджмента в Парламенте процессом легализации – и вряд ли это может означать, что букмекеры, которых обвиняют во всех грехах, смогли каким-то образом влиять на него для получения выгоды внутри закона.

Остается только надеяться на то, что Народные депутаты Украины не дрогнут, выстоят в этом сложном процессе и уже в ближайшие дни сделают выбор в пользу интересов общества, а не темных сил серого рынка, и поддержат инициативу Президента Украины Владимира Зеленского – вывести игорный бизнес из тени в интересах общества и государства.

Платон Бережной

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.