ЖИЗНЬ

Дорожная революция: как избавиться от неэффективного старого наследия

Укравтодор — объект ненависти практически всех водителей Украины. В Facebook есть даже несколько групп с красноречивым названием «Я ненавижу Укравтодор». Долгие годы именно эта организация должна была поддерживать в порядке дороги государственного значения. Как она это делала, вы можете судить по своему личному опыту и по данным проверки Государственной аудиторской службы. Казалось, избавиться от этого советского наследия, всасывающего в себя колоссальные деньги, и не дающего практически никакого полезного результата, невозможно. Но Днепропетровская облгосадминистрация под руководством Валентина Резниченко смогла отрубить одну голову двухголового дракона.

Долгие годы главными дорогами Украины в каждой области занимались две организации: Служба Автомобильных Дорог и Облавтодор. САД содержит на балансе все дороги государственного значения. А облавтодор — это бессменный ее подрядчик по их обслуживанию, который должен делать ямочный ремонт, наносить разметку, обрезать деревья, косить бурьян и убирать мусор с обочин, очищать трассы от снега и т. д. Формально все было законно: Облавтодор выигрывает тендер и на полученные миллионы оказывает услуги. К сожалению, выполняло эту работу госпредприятие из рук вон плохо. Подробнее о претензиях к ней читайте здесь и здесь.

В Днепропетровской области смогли переломить ситуацию и при помощи торгов в ProZorro отказались от услуг неэффективного советского монстра.

«Все без исключения трассы в нашей области теперь обслуживают частные компании. Более того, это те компании, которые эти трассы и строят. Это важно. Каждая компания дает гарантию минимум 5 лет на каждую отремонтированную трассу. Сохранность трассы зависит от ее эксплуатации. В том числе, от ее обслуживания, — говорит советник председателя Днепропетровской облгосадминистрации Юрий Голик, — Торги в ProZorro на обслуживание трасс в нашей области и в Службе Автомобильных Дорог и у нас в ОГА прошли синхронно, с разницей в один день. Это стало возможным благодаря нашей позиции и позиции главы Укравтодора Славомира Новака, который заявил: торги есть торги, никакого протекционизма не будет. За что Славомиру отдельное спасибо и респект».

ПОЧЕМУ ВАЖНА ЛИКВИДАЦИЯ ОБЛАВТОДОРА КАК ЯВЛЕНИЯ

Еще в июле 2015 года по решению Кабмина Укравтодор и все его областные структурные подразделения должны были ликвидировать, а ремонт дорог поручить частникам. Потому что это старая государственная структура с убитой техникой, которая не обновлялась годами, отсутствием инвестиций, в которой на одного физического работника несколько сотрудников условной «бухгалтерии». Потому что государство каждый год тратило по 100 млн грн на само содержание Облавтодора. Это только в Днепропетровской области.

«Мы давно выступаем за передачу максимума функций государства частным компаниям. Государство неэффективный собственник. И оно им быть не особо и может за редким исключением. Владеть предприятием и управлять им не есть ключевая функция государства в принципе», — говорит Юрий Голик.

В 2016 году Облавтодор начал проигрывать тендеры, уступая подряды большим частным компаниям, способным ежегодно инвестировать сотни миллионов гривен в технологии, людей и технику, создавать новые рабочие места и своевременно платить зарплату, тем самым пополняя местные бюджеты. При том что сотрудники Облавтодора привыкли по много месяцев ждать денег.

«Обратите внимание, что мы методично повышали технические требования к компаниям, участвующим в торгах на капитальный ремонт дорог и, таким законным способом, убрали все однодневки и мелкие компании без собственной техники и собственных заводов от ремонта дорог в области, — говорит Юрий Голик, — Кроме того, еще в 2015-м году простым мониторингом закупок Облавтодора мы публично показали воровство тогдашнего его руководства. Каждый следующий руководитель становился фигурантом новых уголовных дел. А на вакантные места выбывающих, на зарплату в несколько тысяч гривен, приезжали кандидаты в свитерах, стоимостью в их годовую зарплату».

Единственный ценный актив, который есть в Днепропетровском облавтодоре — это люди. Простые работники, которые на убитой технике и с мизерными зарплатами каждую зиму лучше всех в стране чистили трассы от снега. Руководители филиалов, которые не имея нормальных условий, организовывали работу.

«Вот вы помните, чтобы за 4 года Днепропетровская область хоть раз закрыла свои дороги на проезд транспорта? Такого не было ни разу. Это все благодаря им — работникам Облавтодора, — говорит Юрий Голик, — Все они перейдут на работу в частные дорожные компании. Теперь эти люди будут работать на новой технике, с нормальными зарплатами и соцпакетами. Будут работать в компаниях, заточенных на результат, а не на проедание и бесконечный процесс».

Покупая услугу содержания дорог у частных компаний государство не будет параллельно финансировать на 100 млн грн в год их содержание. Это — чистая экономия. А частные компании смогут не простаивать зимой, когда дорожный сезон закончен, а обслуживать построенные ими дороги, давая возможность зарабатывать своим сотрудникам круглогодично. Изменится и качество ямочного ремонта, и уборки дорог. Очевидно, что при использовании новой техники оно возрастет.

«Звучит все легко, но чтобы это произошло, нам понадобилось 4 года, — говорит председатель Днепропетровской облгосадминистрации Валентин Резниченко, — 4 года мы растили дорожно-строительные компании в области, убеждая их вкладывать в себя деньги и закупать новую технику и заводы. 4 года мы каждый год увеличивали количество денег из Областного Бюджета на капитальный ремонт дорог. 2 года мы убеждали дорожно-строительные компании зайти на рынок обслуживания дорог и составить конкуренцию Облавтодору. 2 года мы убеждали частные компании, что это не шутка и государство ликвидирует часть себя. Нам поверили. Это ценно.Это тихая реформа, которую мы планомерно внедряли 4 года. Это к вопросу о скорости реформ и быстрых победах».

Следующая цель, которую поставила перед собой Днепропетровская облгосадминистрация — это передача всех трасс в области от Укравтодора к ОГА с жестким закреплением источников их финансирования пропорционально протяженности трасс в каждой из областей, что полностью исключит возможность ручного распределения денег между областями и позволит каждой области планировать по годам объемы капитального ремонта дорог.

«Сложно? Да. Но 4 года назад нам никто не верил, когда мы сказали, что Облавтодор будет ликвидирован как класс. Ликвидирован законно и без ущерба для его сотрудников, — говорит Валентин Резниченко, — Спасибо всем налогоплательщикам Днепропетровской области. Все, что мы строим — это уплаченные вами налоги и Децентрализация».

Важно отметить, что передача максимального количества функций, которые раньше выполняли госорганы или коммунальные предприятия частным компаниям — это последовательная политика Днепропетровской облгосадминистрации. Как этот подход позволил искоренить коррупцию и сэкономить сотни миллионов бюджетных гривен в сфере ЖКХ, читайте здесь.

Роксолана Иванова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

© 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания kiev.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: