Представители разгромленного центра для наркозависимых под Киевом подадут на полицию заявления в Генпрокуратуру и Верховный суд

Представители разгромленного центра для наркозависимых под Киевом подадут на полицию заявления в Генпрокуратуру и Верховный суд

12 сентября в селе Святопетровское Киево-Святошинского района сотрудники полиции ворвались в «Центр Здоровой Молодежи». Спустя сутки сотрудник и так и не получили никаких документов о проведении обыска. 8 из 10 клиентов вернулись в центр. А где еще двое и чем занимаются – не знает никто.

12 сентября сотрудники прокуратуры Киево-Святошинского района совместно со спецподразделением полиции КОРД вломились в реабилитационный центр по якобы оперативной информации, что в «Центре Здоровой Молодежи» кто-то удерживается силой. Об это рассказали представители заведения на пресс-конференции в медиацентре Информатор.

«Да, действительно у нас в центре люди удерживаются. Удерживаются обстоятельствами своей жизни, удерживаются ультиматумами со стороны своих близких, удерживаются целой горой проблем, которую они нажили за время своего употребления. Иначе объяснить нельзя. По надутому мнению прокуратуры, у нас якобы один сотрудник удерживает 16 человек. Как это вообще возможно? Скорее они его будут удерживать, а не наоборот», - заявил руководитель общественной организации «Международная Антинаркотическая Ассоциация» Игорь Щеглов.

Руководитель общественной организации «Международная Антинаркотическая Ассоциация» Игорь Щеглов
Руководитель общественной организации «Международная Антинаркотическая Ассоциация» Игорь Щеглов

Представители центра рассказали, когда заходили сотрудники полиции они не постучались, не спросили есть ли тут кто-то. Сотрудник центра услышал какой-то шорох: через забор перепрыгивали полицейские. Он сказал, что сейчас откроет дверь. Но в следующею секунду начали ломаться двери, со всех окон запрыгивали сотрудники подразделения КОРД, всех в грубой форме начали класть на пол.

«В центре также находились инвалиды, которых тоже клали на пол и применяли силовые методы. Сотрудники полиции вели себя нагло, ругались матом по отношению к пациентам центра. Почему у нас не изъяли документы? Есть же какая-то процедура. Почему все документы остались в реабилитационном центре?  Их вообще не взяли, забрали только ценные вещи. Мобильные телефоны и личные вещи сотрудников и пациентов. Просто банально доставали деньги из кошельков, а кошельки оставляли на столе. Это по процедуре так должно быть?», - возмутился президент Международной ОО «Центр Здоровой Молодежи» Сергей Коляденко.

Президент Международной ОО «Центр Здоровой Молодежи» Сергей Коляденко
Президент Международной ОО «Центр Здоровой Молодежи» Сергей Коляденко

«Для меня это банальное мародерство со стороны прокуратуры и спецподразделения КОРД. Потому что если их цель была вникнуть как-то, что люди находятся в плену, что человека там удерживают и ему надо помочь то они бы пришли, пытались выяснить обстоятельства дела. Они бы посмотрели документацию. Ни один сотрудник не задал таких вопросов, им не нужны были документы. Напротив, сварочный аппарат, дрель, какие-то тренажеры – с огромной радостью выносили из реабилитационного центра. Для меня это грабеж. Не составлялись никакие протоколы. Очень много правонарушений. Там до такого смешного доходит. В конце концов, они кроссовки у людей поворовали. Когда кроссовки были вещдоком в деле удерживается человек или нет. Дрель с перфоратором как может быть вещдоком?», - рассказал Игорь Щеглов.

На данный момент деятельность реабилитационных центров законодательством не регламентируется. Законопроект разрабатывает министерство социальной политики уже в течении полугода. «Центр Здоровой Молодежи» находится у ведомства на апробации.

Сергей Коляденко показал документ, по которому их Центр находится на апробации у министерства социальной политики
Сергей Коляденко показал документ, по которому их Центр находится на апробации у министерства социальной политики

«О прозрачности «Международной антинаркотической ассоциации» знают все. Мы работаем на протяжении 10 лет. Мы приглашаем гостей из разных структур, министерств, звезд шоу-бизнеса, спортсменов и т.д. Прозрачность – это первый принцип нашей организации», - отметил Щеглов.

Что думают о произошедшем клиенты центра?

«К нам вломились люди в масках с автоматами, выбив двери, все ситуация сопровождалась отборным матом и угрозами. Клиенты замерли, не понимая происходящего. Всех скрутили и бросили на пол. Одному парню наступили сапогом на голову, чтоб он не двигался. Я инвалид второй группы, у меня проблемы с позвоночником и нет четверти черепа, я очень боялась, чтоб не попасть под раздачу. Клиенты пролежали на полу полтора часа. За это время, ворвавшиеся люди в масках хозяйничали по дому, без малейшего объяснения. После этого под давлением нападающих у клиентов пытались взять ложные показания», - рассказала клиентка Центра Валентина.

«Меня лично следователь, девушка в райотделе заставляла давать показания, о том, что меня держали в центре реабилитации насильно, не выпускали и связывали. Я говорю – этого не было, в ответ следователь сказала, что слышала, что я при прокуроре такое говорила. Но я такого бреда не могла сказать ни прокурору, ни кому либо другому. Так как сама обратилась за помощью в Центр, понимая, что зависима и сама не справлюсь», - отметила Валентина.

Клиентка Центра Валентина
Клиентка Центра Валентина

"Я поехала в Центр Развития Молодежи, посмотрела условия, пообщалась с руководителями и приняла решение отправить туда сына. Он там пробыл четыре месяца, то есть не до конца. У меня была надежда, что он вернётся к нормальному образу жизни и тут случилась такая ситуация. Реабилитационный центр разгромлен. Сколько раз я вызывала полицию и никто ни разу ничем не помог. Они говорили, что мы не вмешиваемся в проблемы такого характера и нас у нет полномочий. А тут полномочия появились, прервать лечение, выпустить неизвестно куда. Никто не знает где находился мой сын всю ночь. Он снова начал пить. После случившегося,надежды на выздоровления сына просто разбиты. И что мне делать дальше, кто мне поможет? Государство этот вопрос не интересует", - рассказала мать алкозависимого Анна.

Мать алкозависимого Анна
Мать алкозависимого Анна

Оценка юриста

«Со стороны закона – это безосновательное проникновение в места проживания. С 13 числа по сегодняшний день ни я, как адвокат, ни представители этого центра не получили документов, которые свидетельствуют о том, существует ли какое-то уголовное дело или ведется досудебное расследование, или это просто проверка по заявлению и на этих основаниях сотрудники полиции проникли в данное помещение», - отметил адвокат, управляющий партнер АО «ЮСТУМ» Руслан Савченко.

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает проникновение в места проживания. Статья 233 четко регламентирует, что такие действия могут происходить только по постановлению суда. Но такое постановление не было предъявлено ни клиентам, ни сотрудникам. После обыска его также никто не оставил. До сегодняшнего дня ни представителям Центра, ни собственникам здания не сообщили о том, что там проводили какие-либо следственные действия.

«Также статья 233 предусматривает, что проникновение может быть и без постановления суда. Но при этом следователь должен немедленно после проведения обыска обратиться в суд для вынесения данного постановления. И если суд решит, что обыск был проведен безосновательно, то все вещи должны быть возвращены. На сегодняшний день мы не знаем было ли такое обращение», - отмечает Руслан Савченко.

Адвокат, управляющий партнер АО «ЮСТУМ» Руслан Савченко
Адвокат, управляющий партнер АО «ЮСТУМ» Руслан Савченко

При проведении обыска, что регламентировано статьей 234 Уголовного кодекса, четко предусмотрена процедура обыска. Все вещи, которые изымаются при обыске должны быть описаны и этот документ прикрепляется к протоколу.

«Этот документ также не составлен, протокол обыска не оставлен на видном месте. Все действия сотрудников полиции были направлены на нарушения прав человека. Такие действия больше можно квалифицировать не как обыск, а как разбойное нападение. По всем этим вопросам мы будем обращаться в прокуратуру», - рассказал Савченко.

Кроме того, адвокат отметил, что руководство Вишневского отделения полиции Киевской области избегает встречи уже второй день.

«Сегодня с 10:00 до 13:00 прием у Токаря Александра Васильевича. Это начальник следствия, который непосредственно руководит следователями, которые ведут досудебное расследование. Когда мы сегодня приехали к нему на прием, нам сообщили, что его нет.  По какой причине он не проводит прием – неизвестно. Хотя согласно приказу МВД приемы граждан начальниками правоохранительных органов – обязательный», - сообщил Руслан Саченко.

Что дальше?

Представители Центра не намерены оставить ситуацию просто так. Они собираются подавать заявления в разные инстанции, в том числе в Верховный суд, Европейский суд по правам человека, в Генпрокуратуру и СБУ.

Почему это важно?

В нашей стране существует серьезная проблема - наркоэпидемия. Только по официальным данным 150 инъекционных наркоманов. Неофициально эта цифра в десятки раз больше. То есть приблизительно полтора миллиона. Если взять сюда алкоголиков, людей, которые употребляют амфетамин, то цифра в разы больше – это порядка 2 миллионов населения нашей страны. И с каждым годом эта цифра только растет. За время своей работы Антинаркотический центр помог 4 тысячам семей.

«Наш основной принцип - это добровольность. Мы никогда никого не держим и не заставляем. Наши клиенты приезжают к нам добровольно и сами изъявляют желание заняться лечением»,

- заявил Игорь Щеглов.

Представители Центра намерены подавать заявления в Верховный суд, Европейский суд по правам человека, в Генпрокуратуру и СБУ
Представители Центра намерены подавать заявления в Верховный суд, в Генпрокуратуру и СБУ

Ранее мы показали, что осталось от Центра после визита полиции. Все было перевернуто вверх дном. Изъяли множество ценных вещей: ноутбуки, 10 телефонов, 3 500 гривен, 20 евро, вскрыли сейф, а также забрали сертификаты, которые висели на стенах кабинета руководителя. Пока наводили порядки, стало ясно, что кроме техники пропал гриф для тренажера, универсальный турник-брусья, перфоратор, сварочный аппарат и множество других вещей.

Мелания Адамантис

Фото: Денис Карпенко

Видео: Андрей Райский

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.