Константин Паршин: почему Украине важно создать Силы территориальной обороны

Константин Паршин: почему Украине важно создать Силы территориальной обороны

Чтобы эффективно реформировать систему обороны Украины, необходимо создать Силы территориальной обороны, которые станут основой всей оборонной системы Украины. Суть состоит том, что каждый украинец должен стать военнослужащим, как это сегодня происходит в Израиле или Швейцарии.

Более детально об этом Информатору рассказал автор данной концепции Константин Паршин, глава Международного проекта «Центр подготовки «PATRIOT» и основатель юридической компании «Приднепровье».

- Почему, согласно вашей идее, как по-новому необходимо организовать систему обороны Украины, каждый гражданин должен быть военнослужащим, причем, как мы понимаем, в течение всей своей жизни?

Константин Паршин: Группа «Хартия будущего» разработала концепцию новой оборонной системы Украины, которая ранее уже была опубликована. Согласно этой концепции, основу Сил обороны составляют «Силы территориальной обороны». Идея, ложащаяся в основу их создания, заключается в следующем: мы все участники «общественного договора», и нам принадлежит «всеобщее достояние» - кто, как не мы, должны и можем защитить его для себя и будущих наших поколений?

Каждый должен служить в подразделениях «Сил территориальной обороны», либо проходить профессиональную службу. При природных бедствиях, катастрофах техногенного характера, массовых беспорядках, военных действиях и других угрозах каждый принимает участие в своих боевых частях или частях обеспечения, в которые они входят. Соответственно со своей специальностью, должностью и званием каждый имеет соответствующие обязанности, обеспечение и подготовку. Нечто схожее уже существует в таких государствах как Швейцария и Израиль.

Константин Паршин, глава Международного проекта «Центр подготовки «PATRIOT»
Константин Паршин, глава Международного проекта «Центр подготовки «PATRIOT»

Наличие «Сил территориальной обороны» не подразумевает подмену ими всех силовых ведомств. Мы предусматриваем наличие «Сил внутренней обороны», которые выполняют функции Национальной гвардии, пограничной службы, департамента по чрезвычайным ситуациям, миграционной службы, полицейские силы для поддержания правопорядка и спецназ, который должен работать в интересах этого управления.

«Вооруженные силы» включают в себя все рода войск, их применение происходит в случае боевых действий. Они управляются «Объединённым командованием начальников штабов Сил обороны». Ещё одно важное силовое ведомство - это «Интернациональные силы», применяющиеся в международных миротворческих процессах и в спецоперациях на чужих территориях. Эти ведомства организовываются на постоянной основе, и относятся к профессиональным войскам - все, кто желает делать военную карьеру, могут это делать по контракту. Те из нас, кто не служит профессионально, вступают в «Силы территориальной обороны». Органы управления в них формируются на постоянной, профессиональной основе, а личный состав проходит службу как «резервисты».

Подготовку они проходят эпизодически как без отрыва от основной деятельности, так и выезжая на сборы для слаживания и повышения профессиональных навыков. Прохождение службы в частях обеспечения даёт возможность всем категориям людей проходить службу - даже с учетом возраста. Если остановиться на женщинах, то можно привести примеры многих вооружённых сил, где женщины служат как наравне с мужчинами, так и выполняют более специфические задачи, где они явно превосходят мужчин.

Для обучения, подготовки, переподготовки и слаживания в стране должна быть создана соответствующая инфраструктура. Это не дешевое удовольствие, необходимо большое количество сил и средств: наличие учебных центров, подготовленного персонала для обучения, полигонов, вооружения, техники, горюче-смазочных материалов и многого другого.

- Во сколько лет каждый гражданин Украины должен пройти подготовку для вступления в ряды Сил территориальной обороны? Сколько должна длиться эта подготовка? Где она должна проходить? Это что-то вроде срочной службы или другое?

Константин Паршин: Подготовкой людей к защите и обороне нужно заниматься с самого раннего возраста. Начиная с физической культуры. Тут можно вспомнить ту же Древнюю Грецию, где все люди занимались гимнастикой с раннего возраста. Это вело к тому, что люди в общем-то были здоровы, хорошо физически развиты, и это было основной для дальнейшей подготовки людей.

Далее подростки должны осваивать другой тип подготовки, связанный с оказанием первой медицинской помощи себе и другим, с владением простейшими инструментами для оказания помощи, с владением оружием и индивидуальной подготовкой бойца. Это должно происходить в школьном возрасте. Только не так, чтобы дети с отвращением часами маршировали! Программы должны быть интересными и приносить человеку пользу для современной жизни. Важно передавать знания не в примитивной и не интересной форме, как это у нас часто происходит сегодня, а давать их с использованием самых современных технологий обучения. Для этого должны быть подготовлены преподаватели, которые могли бы иметь и боевой опыт. Это решало бы вопрос трудоустройства участников боевых действий, а они бы, в свою очередь, популяризировали службу в силовых структурах.

Выпускник, заканчивая школу, уже имел бы представление о службе. В старших классах подростков информировали о том, какие преимущества есть у тех, кто служит профессионально, какие у них есть перспективы, а также о службе в «Силах территориальной обороны». То есть обязательно в школе должна проводиться разъяснительная работа о преимуществе для молодого человека службы в «Силах обороны», а также должны работать информационно-ознакомительные программы в обществе в целом.

Необходимо создать привлекательные условия для профессионального военного образования, высокой зарплаты, продвижения по службе, социальной защищённости военнослужащих, и возможности дальнейшего трудоустройства после окончания военной карьеры. Участие в боевых действиях должны открывать для их участников «социальные лифты», с учётом их индивидуальных способностей. А в случае гибели военнослужащего во время выполнения своих обязанностей, его семья получает на высоком уровне социальное обеспечение.

В Израиле, как известно, в армии используется самое современное оборудование, компьютерная техника и техника для связи. Благодаря этому все проходящие службу в армии имеют возможность не только пройти боевую подготовку, но и получить глубокие специальные технические знания по использованию очень сложной современной техники, существенно расширить свой кругозор. Многие ребята по окончанию срочной службы используют знания, которые они получили в армии, в жизни, работе, при создании своего бизнеса. Армия там для многих становится стартом и колоссальным скачком для предпринимательской, инженерной и административной карьеры.

«Объединенное командование начальников штабов сил обороны» исходя из оборонной стратегии формирует заказ планирующихся вакансий на текущий период. Важно, чтобы орган управления планировал кадровую политику с учётом актуальной ситуации на рынке труда, чтобы не оказаться в остром кадровом дефиците в профессиональном секторе «Сил обороны». Своевременное продвижение по службе и своевременный выход в запас обеспечивает разностороннюю мотивацию для службы в «профессиональных силах». А после «выхода в запас» эти военнослужащие занимают важные позиции в силах «Территориальной обороны».

Служба в боевых частях «Сил территориальной обороны» должна давать дополнительные возможности, к примеру, на государственной службе. В обществе обязательно должна существовать мотивация не материального характера, которая бы стимулировала людей к службе в боевых подразделениях. Все министерства, ведомства, органы исполнительной власти должны обеспечить идеологическую работу, формирующую положительный образ защитника.

В пример можем поставить все те же Израиль и Швейцарию. Все жители этих стран являются военнообязанными, они на постоянной основе проходят службу и переподготовку. Служба в «Силах обороны» в их странах считается престижным, необходимым и правильным делом.

Формирование и комплектация подразделений «Сил территориальной обороны» должны проходить с учётом мировоззрения, личных качеств, возраста и состояния здоровья людей. От этого зависит, где они будут служить. Те, кто не способны и не хотят служить в боевых частях, должны проходить службу в частях обеспечения, которые также формируются на постоянной основе.

План боевой подготовки разрабатывает орган, который управляет «Силами территориальной обороны». Утверждает же этот план Объединенное командование Сил обороны, которое действует на постоянной основе, планирует деятельность, и проводит мероприятия так, чтобы эта деятельность не была неадекватной нагрузкой на экономику, транспорт и в общем нормальную жизнь общества. Учения проводятся по разным сценариям – от ликвидации последствий катастроф техногенного или природного характера, возобновления общественного порядка при массовых волнениях, а также при боевых действиях. Например, при нанесении авиаударов или при ядерной атаке важно знать, что необходимо делать всем категориям населения, начиная от детей, заканчивая больными всех категорий и даже заключёнными. Это может обеспечить исключительно широко развёрнутая структура, состоящая из всего населения страны.

- В какой форме вы видите структуру Сил территориальной обороны? Какие подразделения должны быть сформированы - это военкоматы или что-то другое? Они должны быть размещены в каждом населённом пункте - от села до мегаполиса, или только в областных центрах, райцентрах? Структура вертикальная или горизонтальная?

Константин Паршин: Конечно же, это не должны быть военкоматы! «Силами территориальной обороны» управляет их Командование, действующее на постоянной основе. В его подчинении находятся округа и части прямого подчинения. В каждом округе сформировано своё командование, подчиняющееся центральному Командованию. Все «территориальные» части находятся в подчинении Командований округов.

Инфраструктура «Сил территориальной обороны» должна быть развернута по территориальному принципу. Так как любая военная инфраструктура - это очень дорогое «удовольствие», максимальное ее использование всеми силовыми ведомствами даёт возможность организовать ее на очень высоком уровне и распределить на них затраты по их содержанию и созданию. Важно подчеркнуть, что вся система военного образования тоже должна использоваться в интересах всех силовых структур. Общее подразделение, управляющее «Силами обороны», способно спланировать и согласовать процессы, обеспечивающие жизнедеятельность, а также применение сил, которые входят в его состав.

Надо помнить, что стратегия обороны напрямую зависит от количества ресурсов и средств, имеющихся у общества, и которые это общество может дать для своей эффективной защиты. Наличие общих органов, управляющих «Силами обороны», и общей для них военной инфраструктуры даёт возможность иметь учёт средств и экономить их использование при поддержании боеспособности этих сил.

- Если я, например, живу в селе, как осуществляется моя подготовка в рамках «Сил территориальной обороны»?

Константин Паршин: Все, кто проживает в селах, маленьких отдаленных городках – это резервисты частей «Сил территориальной обороны», сформированных по территориальному принципу. У каждой части есть сформированное командование, места дислокации, где хранятся техника и вооружение, определены места и планы подготовки. Процессы, предусмотренные боевым распорядком в мирный период, могут быть организованны не обязательно с присутствием личного состава в местах дислокации и учебных частях. Военнослужащие, отвечающие за подготовку личного состава, могут приезжать в места, где компактно проживает их личный состав, и там проводить часть тренингов по программе боевой и специальной подготовки. Ее можно проводить на локациях, находящихся в населённых пунктах, не отрывая людей от нормальной жизни.

Процесс подготовки нужно превратить в интересное и полезное событие в жизни людей, с применением технологии «тимбилдинга», предоставляя людям возможность лучше познакомиться друг с другом, заводить помимо служебных и дружеские отношения, чтобы общество было более коммуникабельным и сплоченным. Развитие таких отношений имеет очень большое оборонное значение, такое общество намного труднее «раскачать» на панику, беспорядки, сепаратизм.

Служба в «Силах территориальной обороны» – это как раз то место, где решаются и социальные задачи. Здесь играет важную роль не только военная подготовка, но и образование в очень широком смысле этого слова: подготовка и формирование взглядов в обществе, конструктивное взаимодействие между людьми. Когда мы делаем общее дело вместе, понимая его важность, то «поверх» этого процесса можно организовать другие обучающие и объединяющие программы. Это уникальный инструмент для объединения и превращения людей в высокоорганизованное и подготовленное общество. Выгоды от такой организации трудно переоценить, а во многом и даже представить.

- Как часто и насколько регулярно в процессе жизни гражданин должен проходить переподготовку в «Силах территориальной обороны»?

Константин Паршин: Подчеркнем, что службу в «Силах территориальной обороны» проходят на постоянной основе. На примере других стран можно предположить, что это может быть организованно таким образом, что сборы могут проводиться не чаще одного раза в год на несколько дней для прохождения коллективного слаживания.

В течение года также могут проходить тренинги на однодневной или двухдневный основе без отрыва от прямого места проживания – это могут быть сборы для повышения подготовки на индивидуальном и профессиональном уровнях.

При обучении должны применяться новые современные обучающие программы, чтобы это представлялось не сложным и интересным занятием для всех категорий военнослужащих, и чтобы все это происходило в приятной дружественной форме. Применение таких форм очень важно для построения профессионального организма, который должен выполнять существующие задачи, так и для формирования сплоченного общества. Ни в коем случае не могут применяться такие методы как унижение, угрозы насилием с требованием выполнения задач. Необходимо достичь такого результата, чтобы каждому человеку хотелось быть участником этих процессов, чтобы его «тянуло» туда.

- Что касается материального обеспечения военнослужащих «Сил территориальной обороны» – все обеспечивает государство, или гражданам придется что-то обеспечивать самим?

Константин Паршин: Понятно, что экипировку и обмундирование, вооружение – всем этим военнослужащих обеспечивают «Силы территориальной обороны» за бюджетные деньги. Но при этом кто хочет, тот может приобретать себе специальное обмундирование или экипировку, которое по классу выше.

Очень важный вопрос права владения оружием. На наш взгляд, это – естественное право человека. В США, например, не стоит вопрос о владении гражданами автоматическим или короткоствольным оружием. Ясно, что тяжелое вооружение, гранатометы и оружие, предназначенное для ведения военных действий, уничтожения техники не являются предметом этого обсуждения.

А вот индивидуальное оружие - это очень хороший толчок для экономики. Человек может его получить после определенного срока подготовки, которой должны заниматься специалисты по праву, огневой подготовке, психологии.

Каждый человек может получить его по истечению определенного срока подготовки - морально-психологической, специальной огневой, во время которой специалисты попутно выявляют тех, кто не в силу тех или иных причин не может иметь и хранить личное оружие.

Люди, на которых возложены обязанности защиты, должны иметь свое личное табельное оружие, и хранить его у себя. На первом этапе введения этой системы в жизнь мы думаем, что хранить личное оружие каждого должны в специальных местах для хранения, и в случае необходимости давать возможность военнослужащим пользоваться им как своим табельным.

А в дальнейшем после ознакомления военнослужащего с правилами хранения, обеспечения и выполнения всех требований, мы можем доверить ему хранить свое табельное оружие дома. Если мы ему доверяем защиту родины, почему мы не можем ему доверить оружие? В этом нет ничего страшного, весь мир перестал видеть в этом проблему.

Силы территориальной обороны
"Силы территориальной обороны" - уникальный инструмент для объединения и превращения людей в высокоорганизованное и подготовленное общество

- В каких случаях граждане должны бросить свои дела, взять в руки оружие и стать на свои позиции в рамках «Сил территориальной обороны» - по объявлении военного положения, при локальном военном конфликте или только тогда, когда произошло нападение на его населенный пункт? Грубо говоря, в каких случаях «Силы территориальной обороны» запускаются в действие?

Константин Паршин: Это определяется уровнем угроз, которые должны быть классифицированы. Для каждого типа угроз, которые возникают, разрабатывается соответствующий план применения «Вооруженных сил» и «Сил территориальной обороны». Окончательной разработкой и утверждением этих планов занимается «Объединенное командование сил обороны», там вырабатывается стратегическое решение и определяется, как применяются все силы обороны.

У каждой угрозы есть разный уровень. К примеру, локальный конфликт, который происходит на Донбассе – это не полномасштабная война. Если бы она была полномасштабной, это предусматривало бы применение авиации, флота и стратегических сил, а значит ракет среднего и дальнего действия, дальнобойной артиллерии, бомбардировочной авиации.

Исходя из этих показателей определяются военные угрозы и разворачиваются соответствующие силы. Как, к примеру, конфликт на Донбассе приводит в полную боевую готовность Силы территориальной обороны, которые находятся на Востоке, а также в не полную боевую готовность силы, расположенные на Севере, на Юге и в центре страны.

Если есть угрозы полномасштабного вооруженного конфликта, тогда все силы приводятся в полную боевую готовность, и применяются существующие заранее подготовленные планы. В зависимости от этих планов часть сил могут быть переведены в режим дежурства: в некоторых случаях военнослужащие могут покидать территорию, однако если угроза является высокой и непрекращающейся, военнослужащие остаются на месте в режиме постоянного дежурства.

- Может ли гражданин не проходить военную подготовку для вступления в ряды «Сил территориальной обороны»? В каких случаях? И какие предусмотрены для таких людей альтернативы?

Константин Паршин: Да, человек вместо службы в боевой части может служить в части обеспечения. Это люди, которые готовят военные коммуникации, которые готовят военную инфраструктуру и занимаются обеспечением деятельности боевых подразделений. Большое значение приобрели коммуникативные центры и административные центры. Это очень большая инфраструктура, в деятельности которой могут задействоваться люди с очень высокой квалификацией теле-, радио- и компьютерных технологий.

Кроме того, медицинское обеспечение: кому-то же нужно заниматься эвакуацией и госпитализацией. Помимо этого, обслуживание инфраструктуры, логистика, управление процессами: где необходимо выстраивать коммуникации, наводить переправы и многое другое.

На самом деле есть море вариантов для применения людей, которые не хотят или не могут участвовать в боевых действиях. При этом все равно каждый из них получает на минимальном уровне индивидуальную подготовку, которая помоет ему выжить в критических ситуациях.

- А могут ли быть случаи, когда человек вообще может не быть членом сил территориальной обороны?

Константин Паршин: На мой взгляд, нет. Но, как вариант, может рассматриваться возможность оплаты деньгами за отказ проходить службу. Но, на мой взгляд, деньги здесь не заменяют твое участие. Как исключение это может быть, но раз уж это деньги, то это должна быть очень большая сумма, не участие в обороне своей страны должно дорого стоить.

Вопрос касательно людей с инвалидностью обсуждать, я думаю, не стоит – они не могут, и не должны проходить службу. Что касается частично дееспособных людей, то служба в частях обеспечения, напротив, может быть возможностью для их частичной занятости. Здесь важно сделать скачок в сознании людей, который сделали Израиль и Швейцария, которые смогли добиться того, чтобы в обществе считалось нормой служить, а не нормой – освободиться от службы. Защита своей страны должна восприниматься людьми как осознанная необходимость, неотъемлемая часть их жизни.

Почему так легко все произошло для России в Крыму? Потому что люди там не чувствовали себя украинцами. Им все равно было – украинцы они, русские, или, может, советские. Они не идентифицировали себя никак, поэтому территорию, где они живут, было очень легко завоевать.

Мы должны добиться того, чтобы люди себя чувствовали частью единого сообщества, которое дает возможность каждому человеку жить так, как он этого хочет. И сделать это можно только вместе, и удержать этот мир может только общество в целом.

- Какая ответственность и какое наказание за отказ от службы в «Силах территориальной обороны»?

Константин Паршин: Я не думаю, что здесь должна быть уголовная ответственность с лишением свободы. На мой взгляд, должны быть предусмотрены штрафы, общественные работы, либо введение других административных ограничений. Садить в тюрьму – точно неадекватная мера, так как человек не совершил преступление, он просто утверждает об отказе жить в социуме. А потому социум может либо повлиять на него, либо адекватно ему ответить, и поставить его в рамки, когда бы он не смог жить в таком обществе. Этого человека можно ограничить в правах: запретить иметь оружие, занимать общественно-важные посты, лишить права водить автомобиль, запретить избираться и, возможно, избирать. В крайней мере это может быть удаление его из общества – депортация.

- Какой возраст пенсионный в «Силах территориальной обороны», когда с человека снимается обязанность в них участвовать?

Константин Паршин: Я думаю, это должен быть возраст на уровне 50 лет для женщин, 55 – для мужчин. Но многие и в 60 лет отлично выполняют задачи. Поэтому, кто хочет, может продлевать себе срок нахождения в «Силах территориальной обороны». Но за это обязательно нужно доплачивать, человека нужно стимулировать, чтобы он продолжал держать себя в хорошей физической форме и в нормальном состоянии здоровья. Это тоже ведет к оздоровлению каждого человека и общества в целом.

Такая система, на наш взгляд, даст возможность обеспечить оборону страны, так как участие в ней принимает все ее население. Уверен, что лучшего варианта, как организовать оборону Украины на сегодняшний день, просто не существует.

Платон Бережной

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.