НОВОСТИ

В Украине дорожает бензин: причины и как ввозят нелегальное топливо

Поставщики нелегального горючего находят новые, все более изощренные способы переправить его через границу. Например, смешивая бензин с газовым конденсатом.

С июля нынешнего года цена на автомобильное топливо в Украине медленно, но неуклонно повышается. За два последних месяца цена бензина на заправках страны и Днепропетровской области выросла в среднем на три гривны за литр. Специалисты видят в этом влияние сразу нескольких факторов.

«На текущий момент мы попали в зависимость от спекулятивных котировок, к которым привязаны котировки нефтепродуктов на границе Украины. Поскольку нефть подорожала с середины октября до нынешнего времени с 50 до 62 долларов за баррель, это потянуло за собой нефтяные котировки. Они и потянули цены на границе», – пояснил директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Он уточнил, что 85% нефтепродуктов мы завозим, поэтому даже небольшая стабилизация гривны не смогла повлиять на эту тенденцию. По мнению индустриального эксперта Сергея Куюна, уже в скором будущем ценники на АЗС накинут еще примерно по одной гривне к актуальной стоимости. Хотя и в перспективе подорожание может достигнуть полутора гривен. Причин для такого роста аналитик видит две – мировой рынок и валютная нестабильность. К примеру, с октября по ноябрь котировки по бензину выросли на 10% (+70$) до 627 долларов за тонну. Похожая тенденция наблюдается и с дизельным топливом, котировки на которое подскочили на 25 долларов — до 534 долларов за тонну. Кроме того, нервозности импортерам добавляют резкие скачки курсов валют, из-за которых они вынуждены закладывать максимальную цену топлива, чтобы по результатам короткого времени не оказаться в убытке. В итоге, единственной стороной, которая на деле расстается со своими кровными, снова будут автомобилисты.

Кроме этого, как считают эксперты, для подорожания топлива были еще ряд факторов. Во-первых, сейчас в Украине работает только один нефтеперерабатывающий завод — в Кременчуге, который принадлежит группе «Приват» Игоря Коломойского. Другие крупные НПЗ, в частности Лисичанский и Одесский, стоят на ремонте. Во-вторых, все в большей степени закупки и поставки топлива осуществляются через схемы Prozorro и аналогичные прозрачные системы торгов. Это делает фактически невозможным завоз крупных партий контрафактного и более дешевого топлива посредством прежних схем. Обязывает нефтетрейдеров работать прозрачно, оплачивая все необходимые налоги, идущие на пополнение бюджета страны. И хотя от поставок дорогого легального топлива проигрывают автомобилисты, от этого в целом выигрывает и бюджет, и страна. Но до окончательной победы над стремящимися обойти таможню и закон – еще далеко.

Вот несколько интересных фактов. В октябре 2017 года Государственная таможенная служба ГФС Украины на одном из таможенных постов Киева приняла к декларированию 250 тонн газового конденсата из Республики Молдова. В ходе отбора проб и проведения исследования газового конденсата сотрудники Государственной Фискальной службы выявили подозрительные характеристики, не присущие газовому конденсату, а характерные для высокооктанового бензина. Машины были задержаны до выявления реального происхождения товара и определения его характеристик. Дополнительные исследования показали, что газовый конденсат находился в машинах не в чистом виде, а с существенной долей добавленного бензина А-95. Сотрудники ГФС в ходе расследования установили, что товар завезен в Украину из Молдовы компанией AIK Petroleum SRL, зарегистрированной в Кишиневе всего месяц назад. В свою очередь, в Молдову газовый конденсат прибыл из Румынии (добывающая компания – STRATUM ENERGY LLC).

В чем смысл осуществляемой импортерами контрафактного топлива схемы? Об этом рассказывает представитель крупной нефтетрейдинговой компании из Киева: «Румынский газовый конденсат является природным продуктом, и при импорте на него не предполагается начисление акцизного сбора. Компания AIK Petroleum SRL везет газовый конденсат на территорию Молдовы, смешивает с бензином и завозит в Украину, не уплачивая акцизный сбор на бензин в размере 213,5 евро за 1000 литров. А после таможенной очистки эту смесь завозят на нефтеперерабатывающий завод, разгоняют на колоннах, отделяя бензин и продавая его без уплаты акцизов по рыночной цене». В результате использования этой хитроумной схемы только за одну неделю государственному бюджету Украины был нанесен ущерб в 2,160 млн гривен.

Изучив таможенную базу, специалисты выяснили, что на протяжении последних двух лет компании с одними и теми же бенефициарами регулярно завозили данную продукцию от компаний с похожими названиями: AIK Trading LTD, AIK Energy LTD и т. д. Собственником и генеральным директором этих компаний, согласно реестрам, всегда выступала Наталья Рыбченко, гражданка Российской Федерации. Таким образом, на протяжении последних двух лет российские компании завозят в Украину контрабандный бензин, выдавая его за сырьевые продукты. Получают многомиллионную прибыль, идущую стране-агрессору. И при этом наносят ущерб бюджету нашей страны, исчисляемый сотнями миллионов гривен ежегодно. Думаете, что после выявления этой схемы на таможне цепочка хитроумного импорта была пресечена? Увы! Задержанные в октябре автоцистерны в итоге были отпущены, а разбирательство перешло в судебную плоскость. Тем временем, сотрудники ГФС Украины обратились с официальным запросом к властям Молдовы и Румынии для получения разъяснений о сложившейся ситуации. Ответ пока не получен.

Чрезвычайно актуальной считает проблему поставок и реализации контрафактного топлива председатель общественной организации «Майдан Сичеслав-Днепр» Виктор Романенко. «Активисты нашей организации не первый месяц мониторят законность и прозрачность работы АЗС в Днепре, которые растут, как грибы после дождя, — говорит он. – Отдельный вопрос – безопасность расположения многих из них и нарушение всех мыслимых законов и норм при их постройке. Но не менее важен вопрос легальности реализуемого ими топлива. На подавляющем большинстве АЗС отказываются предоставить документы, подтверждающие законность поступления топлива. Это подталкивает к резонному вопросу: откуда они его берут? По нашей информации, значительная часть реализуемого бензина – крайне сомнительного происхождения. Это и контрабандная продукция. И топливо, сливаемое с коммунальной техники и железнодорожных составов. И бензин, который не доходит до АТО. Мы неоднократно по вопросу непрозрачности работы АЗС обращались в полицию, прокуратуру, не получая в итоге ответов на наши обращения. Эта сфера «крышуется» как представителями силовых структур, так и народными депутатами. По нашей оценке, бюджет города Днепр ежедневно из-за реализации сомнительного топлива недополучает около миллиона гривен! В год – это треть миллиарда гривен, недополученных бюджетом от акцизов на топливо! А это сотни квартир для социальных категорий горожан, десятки не отремонтированных дорог, не закупленные троллейбусы и трамваи. И можно только предполагать, в каких объемах по таким или схожим схемам продолжают завозить в Украину партии контрафактного топлива».

На правах рекламы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

© 2007-2018 Информатор - Региональное интернет-издание.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка
на сайт интернет издания kiev.informator.ua как источник информации обязательна.

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: